Сегодня я видела, как рождается травма...
На детском празднике
Снегурочка спрашивает детей: “Кто хочет рассказать стишок?” Выходит 10 детей и по очереди рассказывают стишки. Когда остается одна девочка, Снегурочка говорит: “Ну все, давайте дальше продолжать праздник”.
Девочка идет на свое
место и по ее щекам начинают течь слезы. Было отчетливо видно, как часть нее
осталась стоять там, рядом с Дед Морозом и Снегурочкой. Слезы сразу заметили
воспитатели и обратили внимание Снегурочки, попросив дать ей возможность
рассказать стишок. Но было уже “поздно”.
Девочка стояла,
смотря в пустоту, скрестив руки на груди перед собой и физически не могла
вымолвить ни слова. Она не плакала, просто все дальше и дальше “уходила в ту пустоту”, чтобы не было так больно.
Когда она вернулась обратно и села на свой стульчик в первом ряду, я спросила ее не хочет ли она спрятаться вот тут в уголочке (я сидела во втором ряду, в углу). Она кивнула и встала рядом со мной (девочка меня немного знает, наши дети играли вместе).
Я
сказала: "Если хочешь, можешь сесть ко мне на колени?". Она кивнула и молча,
ничего не говоря залезла, все еще продолжая смотреть туда, в пустоту. Я
спросила, можно ли я тебя обниму, она кивнула. Я обняла ее и стала с ней
разговаривать, словами подтверждая то, что произошло (ты очень хотела
рассказать стишок; тебе стало очень обидно, что ты не успела рассказать стишок;
Я считаю, что это очень несправедливо. И т.д). Она кивала и рыдала. Я просто
гладила ее по спине, раз за разом повторяя как это было нечестно, несправедливо
и обидно. В какой-то момент она прямо физически расслабилась и легла на меня
телом. Я уже ничего не говорила, просто крепко ее держала.
Представление
закончилось, все разошлись дальше по программе мероприятия. Мы еще посидели
некоторое время, стало как-то спокойнее, они с моим сыном стали перебирать
кубики, которые стояли рядом. Потом мы стали из этих кубиков строить домики.
Но девочка все еще
молчала. Как будто слова этого стишка реально застряли в горле. Я видела, что
глазами она мне отвечает, а физически голосом прямо не может, хотя и пытается.
Пришли еще несколько
детей и начали все вместе во что-то играть, беситься - все как и положено на
детском празднике.
Когда пришло время
расходиться, я подошла к этой девочке, села на корточки и глядя ей в глаза
сказала: если ты хочешь, ты можешь рассказать мне тот стишок, который хотела, я
с удовольствием послушаю. Она посмотрела на детей вокруг и я добавила: можно
тихо-тихо, шепотом, чтобы слышала только я. Она голосом сказала: “да” и рассказала стишок, после чего сделала очень мощный выдох. Было прям видно, что “она вернулась”, она заулыбалась, в ее глазах снова появился блеск. Я обняла ее.
Посвящается всем нам
- тем, кому когда-то очень хотелось рассказать стишок на празднике и не
получилось.
Наталья Целунова
Розповідь, яку варто прочитати кожному, і педагогам, і батькам.
ВідповістиВидалити